небокрылая
Мне кажется, одно из самых паршивых и вредных для человека чувств - это чувство вины. Вот, допустим, я курю, поздно просыпаюсь и не делаю зарядку по утрам. И всё это мне не нравится. У меня есть два варианта: бросить курить, рано просыпаться и делать зарядку или простить себя, принять свои мелкие грешки и продолжать им предаваться. Допустим, я выбираю второй вариант, но действовать по этому плану у меня не получается, так как вся эта леность и слабоволие кажутся мне отвратительными и недостойными высокой человеческой природы. И вот в этом недовольстве собой и скрывается чувство вины. Чувство вины говорит мне: я делаю/сделал плохую штуку, и поэтому (о опасный переход!), я сама плохая. И я пытаюсь бросить курить, но чувство вины подавляет меня настолько, что для того, чтоб облегчить его, я травлю свой мозг дымом и никотином. И я пытаюсь делать зарядку, но чувство вины шепчет мне изнутри, что я плохая и потому ничего хорошего у меня не получится, я огорчаюсь, туплю в дайриках, и оп, действительно ничего не получилось, значит я действительно плохая, и чувство вины набирает обороты. Понятно, что ночью оно гнетёт меня с особенной силой, и поутру я просыпаюсь в час, совершенно разбитая, пытаясь поспать ещё немного, чтоб не нужно было делать зарядку или терзаться чувством вины.
Особенно меня раздражает то, что чувство вины - социально одобряемая штука, и часть людей предпочитают терзаться и мучится, как будто их мнимое раскаяние частично искупает те вещи, которые кажутся им грехами.
Особенно меня раздражает то, что чувство вины - социально одобряемая штука, и часть людей предпочитают терзаться и мучится, как будто их мнимое раскаяние частично искупает те вещи, которые кажутся им грехами.
Просто прочувствуй разницу. Мне помогает.
**************************************
ПРИМЕРЫ ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ
Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена.
1) ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
Учитель может сказать ему: "Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена".
Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.
2) ПОВЕДЕНИЕ
Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: "Ты плохо себя проявил на этом экзамене". В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.
3) СПОСОБНОСТИ
Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: "Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты". Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.
4) СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
На уровне ценностей учитель может сказать: "Ну что ж, в общем-то это не так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться".
Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.
5) УРОВЕНЬ ИДЕНТИЧНОСТИ
На уровне идентичности учитель может сказать: "И никудышный же ты ученик, однако"; или "Ты не способен к обучению"; или "Да, ты не Лобачевский". Это затрагивает все существо ребенка.
Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое -- полным тупицей.
Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между тем, когда человек говорит: "Если я пью, то не способен себя контролировать" и заявлением: "Я горький пьяница и таким навек останусь".
Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние.