небокрылая
Зашла я сегодня в книжный магазин, открыла книжку про йогу. И на первой же странице прочитала что-то вроде "если вы не находитесь в состоянии полного разочарования в собственном разуме, если вы хотите достичь чего-то сосбтвенными силами, если ваши мысли направлены в будущее, то вы и путь йоги не встретитесь никогда". И я закрыла книжку, ибо действительно: никогда)

Комментарии
19.06.2011 в 19:02

Да уж, с таким раскладом лучше уж жить без йоги =)
20.06.2011 в 10:07

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
Поэтому в таких делах и нужен гуру, который объяснит, что все это значит.) книги в данном смысле бесполезны.
20.06.2011 в 15:06

Женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски.
ну и книжка... О.о"
я, однако, в афиге...
20.06.2011 в 19:43

небокрылая
Даркана Алфейна Книги тоже могут быть чем-то вроде гуру, только нужно находить те, которые тебе подходят. То есть, где всё правильно объясняется.
21.06.2011 в 17:56

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
...Кая Тут проблема в том, что даже самый подробный петеводитель на определенном уровне бесполезнее проводника. Поэтому издревле настоящее знание не записывалось. Отсюда вопрос: о чем говорим - до этой планки или после.
21.06.2011 в 19:35

небокрылая
Даркана Алфейна А проводник иногда очень сильно ограничивает) Так или иначе, но путь ты проходишь сам. Вопрос в том, что считать настоящим знанием, и откуда тогда мы знаем о том, что оно не записывалось. Кроме того, все мы обречены учиться у жизни.
И я не могу, например, так сильно разграничивать устную и письменную речь, взаимодействие через книгу, через обычную встречу, через письма, по телефону... Кому-то удобнее одно, кому-то - другое.
22.06.2011 в 09:57

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
...Кая Верный проводник облегчает процесс дохождения до определённо ценной и необходимой степени, далее начинается одиночный путь от всей свободы таланта, который этот же проводник может помочь выявить. ) Ограничения существуют только у самого идущего, да.
Вот то, что мы выучиваем от жизни и пути - и не записывалось в большей части, оно передавалось, ибо непосредственная передача позволяет извлечь собственный опыт (вопросы-ответы, моделирование ситуаций, анализ жизни и проч. - на этом основана система мастер-ученик), а буква закона часто извращает его суть. Записывая - человек перестает думать, запоминать, он полагается на запись. Запись при прочтении подвергается вторичному осознанию, и понимание извращается под воздействием бытовой ситуации, в которой это чтение происходит. То есть записанное откровение не дает того, что оно давало тем, кто его получил в "живом" виде. Потому в древности священные книги читались строго в священном пространстве и по достижении слушателями и чтецами состояния близкого к оригинальному (когда люди могли вместить знание), а не наоборот. Священная книга - это уже своего рода компромисс.

«взаимодействие через книгу, через обычную встречу, через письма, по телефону» - это палка о двух концах. Вопросы удобства - это бытовые вопросы, нижний уровень. Выше стоит вопрос не-искажения знания.
22.06.2011 в 12:18

небокрылая
Даркана Алфейна Но точно так же одиночный путь может начинаться от самого начала. Устная речь также подвергается вторичному осознанию со стороны слушателя. И если ты хочешь дать человеку совет, сказать что-то важное, что, как ты думаешь, ему нужно воспринять, ты дожидаешься подходящей ситуации, ждёшь, когда человек будет готов воспринять твои слова. И если ты читаешь важную для тебя книгу, ты сам точно так же настраиваешься на восприятие дожидаешься нужного настроения. Почему "записывая - человек перестает думать, запоминать, он полагается на запись" я не поняла, увы мне.

Для меня удобство и есть вопрос не-искажения, пусть обычно как раз в тех самых бытовых вопросах. И мне часто легче написать, чем сказать, например тогда, когда эмоции перекрывают полностью. Когда-то я, кстати, говорила так, как писала, составляя предложение до произнесения, и у меня выходило гораздо точнее, пусть это и было чуть медленней.
22.06.2011 в 12:46

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
...Кая Все пути одиночны.)
Устность и письменность в данном случае - вещи очень разные.
Передача, которую я имею ввиду, это не просто совет "а тебе следовало бы", это передача некоторой сути, передача, ориентированая не на массу (см. тираж книги), а на одно конкретное лицо, и в форме, актуальной лично для сего лица, порождающей его собственный опыт в отношении передаваемой сути. Собственно это и есть подлинное обучение, а не ссылки "Маркс в 6-ом томе..."
Согласна, что в отношении книг бывает нечто похожее, когда чувствуешь, будто автор с тобой говорит, но здесь ограничений больше, книга не укажет на ошибки в понимании, не мотивирует справиться с досужей ленью и взять новую "планку" над собой прежним, не передаст технических нюансов.

По поводу записывания - опять смотря что пишем. Передаем эмоции/впечатления? тогда ок, есть время на обдумывание.
Учимся/воспринимаем? Тогда запись сбивает с канала и толку в воспринимании нет. Для восприятия и наработки опыта - человеку дается память. Это такая болезнь современного образования.
То что передают это не эмоции. Впечатления - не опыт.
22.06.2011 в 13:28

небокрылая
Даркана Алфейна Ну, да, собеседник ориентируется именно на тебя, и это плюс личного общения. Но книги меня всё же порой мотивируют довольно сильно. И выбор книг весьма велик, потому есть немалый шанс найти среди тонн мусора ту жемчужину, которая светит именно тебе. Не передаст технических нюансов - да, но если ты нашёл именно ту самую жемчужину, то ты почувствуешь эти технические нюансы, точно так же, как по манере строить фразы можно иногда разгадать внешность и характер собеседника. Более того, книгу может точно так же заменить картина, облако, узор, музыка... Ремесленник становится художником тогда, когда может вложить ту самую суть в своё изделие\произведение\движение. И если читататель является Читателем, он эту суть может уловить. Это вроде бы недоказуемо от слова совсем, но я так чувствую, и я в это верю.

Опыт же в любом случае передать нельзя, его можно лишь получить самому. Ага, про память поняла.
22.06.2011 в 16:24

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
...Кая И ты во многом очень права.))))
Да с собеседником тож не всегда так, хотя бывает нечто похожее. Но тут скорее различение в том с кем говоришь, а это вещи не так просто поддающиеся определению. Помнишь, как в "Мастере и Маргарите", и злых людей нет, и нужно-то просто поговорить с человеком, чтобы он изменился, но опять же не всякому...
На счет технических нюансов не соглашусь. Теория остается теорией, практика практикой, но в фигуре того же гуру они сочетаются гармонично, что облегчает "путь над бездной". Когда угадываешь внешность собеседника, его внешность не изменяет твое качество, что является как раз целью пути. Это информация, но не знание. Если уж книга, тогда стоит дополнять теорию практикой. Вцелом, поняла о чем ты. Свои "жемчужины"-маяки в отношении книг я тож находила. Появлялось ощущение, что дружу в основном с мёртвыми.)))) Но даже у самого подробного путеводителя есть предел, проводники знают больше.

Фишка мастера в системе мастер-ученик как раз в том, чтобы моделировать ситуации позволяющие по максимуму извлекать опыт, поддерживать баланс теория-практика, в этом смысле наиболее показательны всякие дзенские притчи, валовая часть которых как раз о том, как в построенной ситуации достигается цель обучения.

Вот про искусство любопытно. Основным его вопросом является "что оно несет?". Даже признанный "шедевр" не всегда имеет суть. Даже веселая песня не всегда несет благо. Это знали, этому учили, учили развивать творческость, держать вдохновение, изменять этим мир... В Индии говорили, что форма трогает меньше слова, и музыка более любого слова, потому что лишь она способна позволить человеческой душе прикоснуться к божественному непосредственно. Там очень много накоплено знаний на эту тему.
22.06.2011 в 22:45

небокрылая
Даркана Алфейна Ну, так я же не говорю, что учитель - совсем бесполезная штука)) *пытается измерять учителей в штуках* Хотя путь, пройденный без проводников, имеет какую-то особую романтику , как свидание один на один.

Это знали, этому учили, учили развивать творческость, держать вдохновение, изменять этим мир...
Хм, а можно ссылку? Мне очень любопытно.

Кстати, я оченб часто ведусь на разнообразные идеи просто из-за их красоты, но обычно утешаю себя тем, что красота есть некий камертон, а нечто, имеющее суть, не может не быть благом. Да, я оптимист.
23.06.2011 в 11:09

debes ergo potes (лат.) - должен следовательно можешь
...Кая )))) Вообще, сложно дать ссылку на то, что не записывается, хранится в некотором секрете от широкой общественности и передается в школах, находящихся в Индии, но некоторые вещи есть у Хазрата Инайата Хана, суфий, музыкант, который в начале 20 века пытался донести некоторые мысли до тогдашнего западного человека (от чего книги слегка старомодны, он приводит примеры, запечатляющие обстановку современного ему времени). Хочешь, в электронке перешлю?)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии